«Приезжаю уже второй раз и не могу представить свою жизнь без этого фестиваля. Насыщенная программа всегда поражает. Каждый проявляет свои таланты, на этом мероприятии мы готовимся к новой жизни, к дальнейшей учёбе в вузах. …Мне очень нравится город, его атмосфера, поэтому фестиваль для меня – отличный повод побывать в городе на Неве! Из Перми с любовью, в Питер по любви!»
Эти слова Турышевой Александры, ученицы 9 класса МАОУ «Лицей №3» города Перми как нельзя лучше передают мнение участников о фестивале «Язык. Культура. Творчество», состоявшемся 10-16 ноября 2020 года в Северной столице.
На 14-й Всероссийский молодёжный образовательный фестиваль русского языка и литературы, посвященный 160-летию со дня рождения А.П. Чехова на этот раз очно приехали ребята только из одного региона – Пермского края, а дистанционное участие в нём приняли школьники ещё 13 городов России, среди которых половина участвуют в фестивале впервые. Это Детская художественная школа №5 города Казани Республики Татарстан, СОШ №13 города Подольска Московской области, «Гимназия № 26» города Челябинска, Силикатненская СШ имени В.Г. Штыркина Ульяновской области, «Центр творчества и досуга» города Черногорска Республики Хакассии, Детская школа театральных искусств «СемьЯ» города Долгопрудного Московской области, Кончезерская СОШ Республики Карелии. А представители школ из Краснодара, Старого Оскола, Рязани, Зарайска Московской области и другие – это постоянные участники всероссийских образовательных мероприятий, проводимых двумя Центрами: «Петербургское образование» и «Образование без границ».
«Спасибо большое организаторам, ведь именно они вносят в жизнь школьников и студентов маленькую, но такую важную радость под названием Фестиваль!» – это мнение Полины Колясевой, очной участницы из МАОУ «Лицей №3» города Перми.
Сборная команда школьников этого города восхитила членов жюри во всём: ребята эмоционально и артистично читали поэтические произведения на смотре-конкурсе чтецов «Стихи пленительные Фета…», посвященном 200-летию со дня рождения А.А. Фета, ярко выступили с визитной карточкой на «Вечере Дружбы» и очень достойно представили свои исследовательские и творческие проекты. В последней номинации были как пиар-проекты, которые нужно непременно воплощать в жизнь, так и исследования на выбранную тему. Своими руками, своей фантазией создали замечательный лэпбук для учащихся младшей школы «Тургенев-сказочник» шестиклассники МАОУ «Лицей №3» города Перми Мирон Мишкевич и Полина Рудина. Теперь с помощью этого многофункционального пособия юные читатели могут не только познакомиться со сказками писателя, но и развить мелкую моторику, воображение и память, листая его страницы.
Настоящую виртуальную экскурсию «По следам декабристов» разработал и представил на фестивале Дмитрий Шерстнёв (9 класс, МАОУ «Лицей №3» города Перми). Памятные места России, посвящённые декабристам, рассказывают не только о географии страны, но и об истории Отечества через судьбу каждого, о ком говорится в этом интересном проекте.
«Летопись ГУЛАГа. Пермь-36», проект, созданный Тимофеем Балмашевым и Егором Богачёвым (11 класс, МАОУ «Лицей №3» города Перми) напоминает о печальной странице истории края, знать которую тоже необходимо, чтобы учесть уроки прошлого.
Сохранению памяти о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны призван другой проект – «Живая книга памяти». Этот сборник уже издан на средства родственников тех участников войны, о которых говорится в книге; это рассказы учащихся 8А, 10А, 11А классов МАОУ «Лицей №3» города Перми о родных и близких, переживших военное лихолетье. Книга стала своеобразным литературно-документальным памятником военному поколению, который на фестивале представили Евгений Бауэр и Илья Брызгалин.
Ещё один очень интересный и уже воплощённый проект разработал Захар Рыжков, ученик 10 класса МАОУ «СОШ №109» города Перми. Путевые заметки «Прогулки по родным местам» знакомят всех желающих с достопримечательностями Перми.
Несколько выступлений других ребят из МАОУ «Лицей №3» города Перми было посвящено исследованиям на различные темы. «Символику цвета в лирике С.А. Есенина» рассматривала и работала над созданием словаря Александра Турышева (9 класс). По рассказам пермского писателя В. Богомолова путешествовала Полина Колясева (11 класс) при работе над проектом «Без памяти нет совести», а её одноклассница Александра Бурцева исследовала «Тенденции современной журналистики 21 века».
Большая заслуга в таком неформальном и творческом подходе к делу принадлежит наставникам ребят, за что всем искренняя благодарность!
Культурная программа для очных участников включала в себя обзорную экскурсию по городу «Блистательный Санкт-Петербург», посещение Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Литературного музея Института русской литературы (Пушкинский Дом), литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, музея истории Санкт-Петербурга Петропавловской крепости с экскурсией «Декабристы в Петропавловской крепости», посвященной 195-летию со дня восстания декабристов на Сенатской площади и театральный вечер в Учебном театре «На Моховой» – спектакль «META-АНДЕРСЕН пластический exersise» посвящённый 225-летию со дня рождения Г.Х. Андерсена.
Александра Бурцева поделилась своими впечатлениями в отзыве о Фестивале: «Я в Петербурге впервые, как и на Фестивале. Для меня это место, полное удивлений; просто потрясающе! Невероятно всё нравится: экскурсии, музеи, театр и интеллектуальная деятельность, безусловно, тоже!»
Что касается заочных участников Фестиваля и их результатов, то лучшими в олимпиаде филологического направления стали Софья Сомова из школы №24 города Старого Оскола Белгородской области, набравшая 91 балл и Варвара Божченко представитель МБОУ МО Гимназия № 92 имени Героя РФ Александра Аверкиева города Краснодара – 71 балл. В фестивальной копилке Варвары и 2 место в конкурсе чтецов за стихотворение «Глоток воды» советского поэта Овсея Дриза. Вместе с ней 2 место разделили Дарья Шпенева (Детская школа театральных искусств «СемьЯ» города Долгопрудного Московской области и Евгения Абрамова МОУ Силикатненская СШ имени В.Г. Штыркина Ульяновской области.
Победителями конкурса чтецов стали Ульяна Умрихина из Долгопрудного Московской области и очень интересный коллектив из этого же города и театральной школы – учебные группы «Чудодеи» и «Овация». В исполнении ребят артистично, весело, задорно прозвучала литературная композиция Юнны Мориц «Это очень интересно...»; каждый из участников мог смело претендовать на 1 место в личном зачёте! Конкурс чтецов стал самым массовым по количеству заочных участников.
В новой номинации – Творческом конкурсе «Нарисуй сказку» – отличились все, кто прислал художественные работы на тему сказок Г.Х. Андерсена. Победитель Виктория Приходько (ДХШ №5 города Казани) иллюстрировала сказку «Русалочка». Анна Расчётова (МБОУ «Лицей №186 «Перспектива» города Казани) представила рисунок к сказке «Снежная королева», который принёс ей 2 призовое место. Третий результат сразу у трёх юных художников: Анастасии Воронкиной (город Зарайск Московской области), Святослава Глазырина и Алисы Быковой из Подольска Московской области.
В целом Фестиваль русского языка и литературы приобрёл новый опыт, объединив талантливых ребят, которые своим творчеством, знаниями и целеустремлённостью порадовали и организаторов, и членов жюри.
«Спасибо за незабываемые эмоции! – написал Илья Брызгалин, учащийся 11 класса МАОУ «Лицей №3» города Перми. – Я всегда буду с теплотой в душе вспоминать вас!»
Команда Перми награждена Кубком «За верность традициям фестиваля»!
Оргкомитет Фестиваля:
191186, Санкт-Петербург, а/я 82,
телефон (812) 312-99-87, факс 314-71-82,
e-mail: spb-edu@mail.ru
Официальная группа «Петербургское образование без границ»